"Курьер Zemgale", 10-16 марта 2000 года, Елгава
- Вы помните свое первое творение?
- Разве это можно забыть? Когда-то в детстве я вышила свое первое небольшое панно, украсила его птичкой и пожеланием “С добрым утром!” Спустя годы, из моих работ получилась целая коллекция. Я расшивала и блузки, и платья, и нарядные костюмы. Попутно работала вышивальщицей в экспериментальном цехе Оренбургского дома моделей, да еще вела кружок машинной вышивки. Однажды посчитала, оказалось, что я выпустила 400 учениц. Кстати, в какой-то мере благодаря им, моими работами заинтересовался Оренбургский музей. Он и приобрел мою коллекцию. Бывало, что ко мне в дом приходили знакомые, я распахивала дверцы шкафа, женщины наряжались, вертелись перед зеркалом, любовались собой и были счастливы. А когда я отдала коллекцию в музей, вернулась, открыла шкаф, увидела пустоту и расплакалась. Потом вновь села за швейную машинку. Целых 5 лет ни с кем не общалась, работала днями и ночами, мечтая вновь подарить людям красоту. Когда создала новую коллекцию вышитых воротничков, испытала необыкновенную радость.
- Что дает вам силы для творчества?
- Когда спрашивают, трудно ли мне творить, отвечаю: “А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейтах водосточных труб?!" Я не могу передать словами то физическое напряжение, те муки творчества, которые испытываю. Над одной работой я сижу около месяца и всегда волнуюсь, понравится ли она людям. У каждого моего творения есть собственное название. Один воротничок я окрестила “Не-забудковым полем”, другой получил название “Осенний блюз”, есть ансамбль “Сиреневый туман”, одна из работ названа поэтично “Ты пахнешь августом и медом”, другая “Лунная соната” “Яблони в цвету”. Знаете, мне снятся цветные сны! Недавно приснился совершенно удивительный сон. Он до краев был наполнен яркими красками голубых оттенков, которых я не встречала в природе. Не хочу выглядеть смешной, но признаюсь, действительно верю,что наш мир спасет красота.
- С какими материалами вы работаете?
- С самыми разными. Когда начала вести кружок, вместе с ученицами мы даже разрезали на воротнички старые мужские рубашки, искали подходящие нитки. Сегодня найти нужный материал не проблема. Все же я предпочитаю работать с шифоном, он легкий и какой-то воздушный. Помимо того, чтобы вырезать будущее кружево, мне приходится обжигать его края паяльником, убирать ворсинки и нитки. Нитки для вышивки я тоже использую самые разные. Но пришла к выводу, что самые лучшие - это китайское. мулине. Эти нитки не линяют, не теряют ярких красок, легко ложатся на ткань. Мой рабочий инструмент - старенькая подольская швейная машинка. Отработала на ней уже 25 лет. Свой труд я сравниваю с трудом музыкантов. Ежедневно, как и пианисту мне необходимо тренироваться. Если пропустишь хоть один день, руки не будут подчиняться.
Вы никогда не продавали свои работы?
- Лишь иногда, когда особенно трудно бывает с финансами. Но я тут же стараюсь вновь создать то, что утрачено. Увы, практически это никогда не удается. Ведь каждая работа создается под влиянием особого настроения, от восприятия окружающего дня. Невозможно повторить то, что уже когда-то испытала?
- А сами вы носите свои воротнички?
- Носила, но куда?! Смешно сказать, на рынок. Я живу только своей работой, время, оставшееся мне, откровенно жаль. Отказываюсь от всех радостей жизни. Вот и выходит, что изредка отправляясь на рынок за продуктами, надеваю собственноручно вышитый воротничок и иду, красуюсь. Недавно посмотрела на себя внимательно и подумала, что, наверное, так жить нельзя. Но по-другому я просто не умею.
- Бывало, что люди отказывались вас понимать?
- По-моему, некоторые до сих пор меня не понимают, а может и не хотят этого делать. Они крутят пальцем у виска, возмущаются, зачем столько сил и времени я отдаю вышивке. Конечно, бывает обидно. Но когда получаю благодарные отзывы о моей работе, понимаю, что нужна людям. С удвоенной энергией принимаюсь за работу.
- В какой семье вы выросли?
- Мои родители жили в такой бедности, что и представить трудно. Я родилась в Казахстане, но все мое детство прошло в Узбекистане. Помню, одна единственная радость у нашей семьи была, когда наступала весна и расцветал наш сад. Этот аромат цветущих деревьев: персиков, яблонь, вишен и груш, меня преследует всю жизнь. Наверное, поэтому свое творчество я обратила к цветущему саду. А эпиграфом ко всем моим работам могу поставить цветаевские строки: “Познаю благодать ремесла - прелесть твердой основы. Я всему предпочла нежный воздух садовый”. Когда говорят, что я талантлива, этому не верю. Я сама создала себя, обучилась ремеслу и стала вышивальщицей.
- Жизнь вас не особенно баловала?
- Мы с сестрой вышли замуж за военных и разъехались в разные стороны. Она осталась жить в Латвии, а я обосновалась в Оренбурге. Муж откровенно ненавидит мое увлечение, считает, что оно отнимает меня и от него, и от всего остального. Но муж смирился, ведет дом и наше хозяйство. Как могу, я выполняю свои семейные обязанности, стираю, убираю и готовлю. Но я очень недовольна собой. Бывают минуты, когда корю себя за то, что всю жизнь прожила, сидя за швейной машинкой. Чувствую себя обязанной перед своими детьми. Наш старший сын, как и отец, -военнослужащий. Уже вышел в отставку и устроился на работу. Дочь окончила музыкальное училище, уехала в Свердловск и поступила в вуз на музыкальное отделение.
- Вы не пытались привлечь дочь к своему ремеслу?
Когда-то я надеялась, что дочка заинтересуется мои работами. Но вышивку она не любила, не хотела даже носить. Говорила, что мои работы слишком яркие, и ей не нравится, если люди обращают пристальное внимание. Зато 9-летняя внучка, которая живет вместе с нами, проявляет интерес к моим работам и временами просит разрешения сесть за машинку. Но я не спешу готовить ее в вышивальщицы. Считаю, что каждый человек должен открыть свой собственный дар. Пока наша девочка учится в музыкальной школе, занимается шахматами и увлекается народными и бальными танцами.
- У вас есть близкие подруги, с которыми можете поделиться своей радостью и болью?
- В последнее время я оторвана от всего. Мне очень жаль времени, чувствую, что его осталось у меня очень мало. А мыслей и задумок еще очень много. Ко мне регулярно наведываются мои ученики, думаю, что они помогут претворить в жизнь все мои идеи.
- Почему вы отказались от работы в команде Юдашкина?
Объяснить это очень трудно. 3 года назад Юдашкин привозил к нам в Оренбург свою коллекцию “Райский сад”. Я решила показать ему свои работы, в надежде услышать мнение профессионала. Попасть к нему на прием было очень сложно. Наконец он согласился встретиться, но выделил для беседы всего лишь 15 минут. Конечно, проговорили мы гораздо дольше. Он долго и с большим удивлением рассматривал мои работы, дал им очень высокую оценку и предложил сотрудничать. Этого я не ожидала. Он не звал меня в Москву, говорил, что смогу работать дома, меня будут обеспечивать необходимыми материалами, рисунками и эскизами, по которым придется работать. Сама не знаю почему, отказалась. Уже дома расплакалась, включила радио, а там передают интервью с Юдашкиным. Говорил он и обо мне, всем рассказал, что увидел уникальную коллекцию. Перед глазами в одно мгновение пролетела вся моя жизнь. Я очень жалела, что не приняла приглашение. Ведь можно было набраться опыта, поправить материальное благосостояние своей семьи.
- Ваше впечатление о творце высокой моды?
- Сам метр мне очень понравился, от него исходит сильный заряд энергии. Его работы оставили неизгладимый след. Но спустя время, увидела по телевизору передачу о Юдашкине. Показывали и его мастеров. Все они выглядели какими-то безликими в своих одинаковых белых халатах. Признаюсь, это несколько меня задело. Мастера высокого класса, которые трудятся не покладая рук, меркнут в ореоле славы метра. К тому же, я пришла к выводу, что не могу работать под чью-то диктовку, даже не беру заказов у современных модниц. Вдохновение не подвластно диктату. И потом, деньги не определяют все. Я часто дарю свои воротнички, если кому-то они пришлись по душе.
- Вам часто удавалось выставлять свои работы?
Одно время меня больше знали в других городах России, чем в родном городе. Однажды, мне позвонили из Челябинска с просьбой организовать выставку работ. Я сложила свою коллекцию в огромную клетчатую сумку и отправилась в гости. Два с половиной месяца длилась выставка. А потом из управления культуры в наш город пришло благодарственное письмо. Выставлялись мои работы и в Вятке, и в Москве на выставке “Экспо-93”. В Московской выставке легкой промышленности участвовали и зарубежные представители из Франции, Америки, Японии. Среди других работ на стенде висели и мои тринадцать воротничков. Много было желающих их приобрести, но я не смогла с ними расстаться. Один молодой человек, увидев, как я достаю их из узелков, предложил за “Незабудковое поле” больше сотни долларов. Услышав отказ, вспыхнул и закричал: “Ваши вещи должны жить, их люди должны носить, а вы их в сундуках прячете!” (Смеется). Сохранился и документальный фильм об одной из моих выставок. Дети наряжались в мои творения и играли в сказку. Превращались в принцесс, сказочных королев и царевен. Дома я никому не рассказывала о фильме, волновалась, как его воспримут. Оказалось, зря! Зритель принял его очень душевно потому, что, несмотря на смутное время, фильм получился добрый. Конечно, хотелось бы показать свои работы и за границей. Но очевидно, для этого нужно будет искать спонсора. А через пару месяцев должен выйти каталог с фотографиями моих творений. Известные фотографы сделали более тысячи снимков наших оренбургских красавиц, наряженных в вышитую мной одежду.
- Вы верите в Бога?
- Когда я была в Вятке, меня отвезли на экскурсию в слободскую церковь, которая являлась архитектурным памятником деревянного зодчества. Первый раз я была в храме. Восторгалась церковной утварью, иконостасом. Тогда я впервые испытала какие-то необъяснимые чувства. Приехала домой и пошла креститься. К тому времени мне исполнилось уже 60 лет. Но я грешу. Поведала об этом священнику. Он спрашивает, в чем заключается мой грех. В работе, ведь я тружусь и в будни, и в праздники. А это противоречит христианским заповедям. Священник мне тогда ответил: “Ирина Николаевна, ты делай свое дело, а мы за тебя молиться будем”. А у меня своя молитва. Каждый день, когда сажусь за швейную машинку, читаю стихотворение Марины Цветаевой:
"За этот ад, за этот бред
Пошли мне сад на старость лет.
На старость пет, на старость бед
Рабочих пет, горбатых пет…
…На старость лет мне сад пошли
На очищение души”.
- Ирина Николаевна, у вас есть мечта?
- Есть, как и у каждого человека. Я мечтаю о том, чтобы Бог послал мне еще хоть немного лет жизни. Я не успела осуществить все свои задумки. Хочу сделать воротнички “Нарцисс” и “Царица роза”. Так получилось, что к этим цветам я еще не обращалась. Хотелось бы, чтобы у меня было больше единомышленников. Возможно, кто-то из женщин откроет мое ремесло и для себя.
- Что вы ждете от выставки в Елгаве?
- Я очень переволновалась, пока добралась до Латвии. Моя сестра, которая живет в Елгаве поняла, что в последний момент могу отказаться. Вера приехала в Оренбург, сложила в чемоданы большую часть моей коллекции и уехала. Следом за ней тронулась и я. Я очень жду встречи с ел-гавчанами и боюсь ее. Поймут ли? Примут ли? Мне хотелось бы поделиться самыми сокровенными мыслями. Но я знаю, моя вышивка скажет все за меня. Ведь мои работы - кусочки нашей земли, ее цветы и деревья, сады и поля. Какое бы тяжелое не было время, природа останется жить в наших сердцах.
- По доброй традиции ваше пожелание нашим читателям?
- Что меня больше всего поразило в вашем городе? Чистота улиц! Пусть так же чисты будут и ваши души. А счастье обязательно придет!
- Спасибо вам! Удачи и новых сил для новых творений!
Лариса Беликова
© Orenprint, 2001 г.