Земля, говорят, слухами полнится. А о хороших людях молва впереди них бежит. Вот и дошла до нас молва о том, что в Оренбурге, славном пуховязанием, и необыкновенно талантливые вышивальщицы есть.
С одной из них — Ириной Николаевной Маликовой — мы познакомились. Она основоположнида этого вида искусства на оренбургской земле. 23 года назад приехала с мужем-военным сюда и стала вести кружок машинной вышивки во Дворце культуры.
Земля, которая взрастила знаменитых вязальщиц пуховых платков, стала благодатной и для нового дела. К Ирине Николаевне потянулись люди. Закончив курсы, не уходили от нее, а продолжали вместе делить удачи и муки творчества, а некоторые сами стали вести кружки вышивальщиц.
Уже несколько тысяч рукодельниц прошли школу Маликовой. И это массовое увлечение нельзя не заметить, отмахнуться. Нужно найти возможность показывать и пропагандировать его, определить место в ряду других видов декоративно-прикладного искусства.
Возможно, кого-то смутит определение “машинная вышивка”, кто-то может отказать ей в праве называться искусством, но с этим можно поспорить. Когда твоя швейная машина способна только на одну операцию, правая рука крутит ручку, левая движет пяльца, когда мастерица сама выбирает ткань, определяет назначение костюма, характер вышивки, всегда при этом обнаруживается ее вкус, образность мышления, одаренность.
Поэтому на выставке, представленной в музее, сегодня не увидишь равнодушного лица: от этой рукотворной красоты невозможно отвести глаза.
Выставленные образцы можно определить как городской праздничный костюм. У каждой из трех мастериц свои представления о крое, пластическом решении костюма и месте вышивки в нем.
Открывают выставку белые воздушные костюмы Ирины Николаевны Маликовой, выполненные в технике английской прорезной глади. Общее впечатление от них — душевная теплота, открытость, лирический настрой женской души. Мастерица сами определила их тему — “У родного крылечка”. В ее подходе к этой теме — тепло домашнего очага, красота деревенского резного крыльца, расписных наличников, деревенских занавесок.
Для мастерицы характерна любовь к тонким прозрачным тканям, украшенным ажурной вышивкой. Любимые мотивы — полевые цветы. Все это — вечное, классическое, непреходящее… Любая женщина, надев такую вещь, почувствует себя великолепно.
Мы приглашаем челябинцев и гостей города на выставку работ оренбургских мастериц, которые намного обогнали нас в этом виде искусства, и надеемся, что встреча с изумительными их работами даст толчок для развития искусства рукоделия и возрождения былых традиций у нас.
Н. Иванова, директор музея декоративно-прикладного искусства Урала.
18 января 1991 года, Челябинск
© Orenprint, 2001 г.