В конце XVIII — начале XIX века на Украине повсеместно существовали помещичьи мастерские,
в которых крепостные вышивали разнообразные предметы быта и одежды.
Особое развитие получают изделия, украинским бисером, филейной вышивкой бельм шелком на
тонких прозрачных тканях. Наиболее полно в музеях Украйны представлена украинская народная
вышивка.
При стилистической общности художественных черт в целом — зато, прежде всего многообразие
отчетливо выраженных локальных особенностей каждого ее региона, что проявляется в
характерных орнаментальных мотивах и композициях, излюбленной цветовой гамме,
специфических техниках исполнения.
Исследование орнаментально-изобразительной системы украинской вышивки выявляет
одновременное сосуществование как растительного, так и геометрического орнаментов,
семантика которых свидетельствует об их древних корнях. Они эстетически переосмыслены,
однако не потеряли своего художественного значения.
Терминология в народной вышивке свидетельствует о глубокой реалистической основе украинской орнаментики, о поэтическом восприятии окружающей действительности, которая находит в вышивках опосредствованное декоративно-образное преломление.